Организация питания в школеПосмотрите наш фотооотчет о проделанной работе
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в
свои силы» В.А.Сухомлинский
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация Васильчуковской средней школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школьное питание».
Цель программы:
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи программы:
Обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.
Совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации и преференции; Обеспечение доступности школьного питания.
Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.
Согласование бюджетных и межбюджетных финансовых отношений по обеспечению здорового питания школьников
Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Разработка системы оценок качества школьного питания, в том числе учитывая показатели снижения заболеваемости
Организация школьного питания
Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
В столовой МОУ «Васильчуковская СОШ» выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе. Все цеха: овощной, мучной, горячий укомплектованы необходимым оборудованием. В начале 2009 – 2010 учебного года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых.
Летом 2009 года в школьной столовой был произведен капитальный ремонт пищеблока, снята старая керамическая плитка со стен и пола, демонтировано старое оборудование.
В начале 2009 – 2010 учебного года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых.
№ п\п |
Название оборудования |
Количество |
1. |
Электрическая плита |
1 |
2. |
Пароконвектомат |
1 |
3. |
Котел пищеварочный |
1 |
4. |
Мармит универсальный |
1 |
5. |
Водонагреватель |
1 |
6. |
Холодильный шкаф |
1 |
7. |
Холодильник «Бирюса» |
1 |
8. |
Овощерезка |
1 |
9. |
Ванна моечная |
4 |
10. |
Стол производственный |
3 |
11. |
Зонт вытяжной |
1 |
12. |
Весы |
1 |
Для нормального функционирования столовой из имевшегося ранее оборудования остались холодильник, жарочный шкаф, водонагреватель
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. В работе постоянно находятся два комплекта столовых приборов. Это позволяет увеличить время дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. На столах всегда есть салфетки, соль. Дополняют все это красочная наглядная агитация в виде стендов, плакатов. Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.
В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 2 холодильника и 1 холодильный шкаф, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Шеф – повар, повар и кухонный работник столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Периодически проходят курсы повышения квалификации. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Есть обеденный зал площадью 68,1 кв. м. на 80 посадочных мест.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником местного ФАПа по договору с ЦРБ Ключевского района ежедневно. В школе ведутся журналы:
- санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
- журнал готовой кулинарной продукции;
- журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
- журнал готовой пищевой продукции;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- едомость контроля за рационом питания;
За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, члены Управляющего Совета школы из числа родителей и учеников. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Благодаря проекту модернизации школьных столовых у нас появился такой аппарат как пароконвектомат. Его применение помогло расширить приготовление ряда блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечивается не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов. Большим достоинством пароконвектоматов является то, что в них могут быть одновременно приготовлены рыбные, мясные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволило отказаться сразу от нескольких плит и духовок.
Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.
Питание организовано с учетом требований щадящего питания с максимальным использованием овощей и фруктов, выращенных в школьном саду и на пришкольном участке.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и преодоления дефицита микроэлементов, с ОАО «Ключевской элеватор» заключен договор и организовано снабжение столовой йодированным хлебом. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота.
В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.
Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства перед комитетом по образованию района.
Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2009 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, зам. директора школы по ВР Лопина Т.В. информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? - 90% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 85% родителей ответили «Да».
Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у детей и подростков, в школе реализуется программа «Разговор о правильном питании» с учащимися 1 – 4 классов.
Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье. В октябре в 6 классе прошел тематический классный час «Винегрет – шоу». С учащимися 5 класса был проведен цикл бесед «Азбука здорового питания». В ноябре в рамках Недели «Физкультура и здоровье» был объявлен конкурс стенгазет «Правильное питание» среди учащихся 5-11-х классов и конкурс рисунков среди учащихся 1 – 4 классов «О вкусной и здоровой пище». В 8 классе проведен родительский лекторий «Здоровье вашей семьи».
На уроках «Технологии» в 5–7 классах введён курс «Кулинария» в раздел «Технология обработки пищевых продуктов», а на уроках «Биологии» в 8 классах ребятам прививают навыки «Гигиены питания».
Для совершенствования организации школьного питания в школе разработана программа организации развития питания школьников
« Школьное питание» на 2009 – 2011 г.г.
Питание школьников организовано на двух больших переменах продолжительностью 15 минут.
График питания
10.00. – 10.15. – 15 минут – для обучающихся 1-4 классов и 10 класса.
10.55. – 11.10. – 15 минут – для обучающиеся 5-9 классов.
13.00. - 13.20. – обед для ГПД
Организовано ежедневное дежурство учащихся 7 – 10 классов согласно графика. Дежурные имеют спецодежду (фартук, косынка). На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
Количество питающихся 153 человека, охват горячим питанием по школе составляет 100 %. Завтракают 153 человека, обедами в группе продленного дня обеспечены 20 учащихся 1 класса. Льготное питание за счет средств краевого бюджета (по 3,5 руб. в день) получают 146 детей из числа многодетных и малообеспеченных семей. 55 школьников получают льготное питание за счет средств муниципального бюджета ( по 2 рубля в день).
Средняя стоимость школьного завтрака в день на человека - 11 руб.
Средняя стоимость обеда в ГПД в день на человека - 12 руб.
Родительская доля стоимости школьного завтрака в день - 6.50 руб.
Летом 2009 года на участке было выращено и собрано 9,6 ц. овощей, зелени и ягод. Благодаря этому на 1 рубль (или 10% процентов) снизилась стоимость школьного завтрака в связи с использованием сельхозпродукции, выращенной школьниками на пришкольном участке.
Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и развития детей. Им нужна не новая диета, а новое отношение к тому, что и как они едят. Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которого служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального здорового питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Сегодня недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Но по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.
Так же школе нужны новые по архитектуре и дизайну привлекательные современные школьные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием. Линия раздачи холодных, горячих блюд, напитков, выпечки, посудомоечные машины, тестомесы, которые просто необходимы для замены ручного труда. По анализу проведения анкетирования школьников были высказаны пожелания по улучшению школьной столовой: кто-то видит ее молодежным кафе с накрытием «шведского стола» или буфетом, где можно быстро перекусить. Все это сделать можно, но у нас недостаточно площадей.
Основное направление в организации питания учащихся общеобразовательных школ — это обеспечение всех школьников горячими завтраками, а учащихся групп продленного дня — обедами на основе реализации скомплектованных рационов питания с абонементной системой расчета. Организация двухразового питания всех учащихся, а не только групп продленного дня, непосредственно в школах положительно скажется на их гармоническом развитии. Для того чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школах, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей, работников столовой и всех заинтересованных лиц.
В организации питания учащихся имеется еще много нерешенных проблем.
Выполнение программы "Школьное питание" позволит школе достигнуть следующих результатов:
- Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
- Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
- Продолжить формировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
- Укрепить материально-техническую базу школьной столовой.
- Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;
- Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.
- Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся.
В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
- улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
- снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
- рост учебного потенциала детей и подростков;
- улучшение успеваемости школьников;
- повышение их общего культурного уровня.
Составив и реализовав программу «Школьное питание» в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящую к развитию ряда заболеваний. В 2009-2010 наша школа приняла участие в краевом конкурсе на лучшую школьную столовую.
|