Главное меню

Сведения о филиале

Наша школа

Правовая компетентность

Обращения граждан

Воспитательная работа

Методическая работа

Творчество
учеников

Сетевой край

Детский
оздоровительный
лагерь
"Веселая карусель"

Информатизация школы

Спонсор

Хостинг предоставлен компанией RU-CENTER

Главная Новости Гостевая Форум Контакты
НОКО Расписание звонков Профориентация-сайты Горячая линия
Ученикам Родителям Сотрудникам ОУ Сайты друзей
ВПР Классы Сайты инф. поддержки
ГТО Профсоюз ГИА Профстандарт
Карта сайта филиала ДОСТУПНАЯ СРЕДА летний отдых
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Почта доверия и Служба примирения Профилактика буллинга Психологическая безопасность ОУ

Просмотр заметки из категории "Истории и традиции школы"



Жизнь и быт села Васильчуки в период 1920 – 1930 годов/из истории села Васильчуки.




Борьба за становление советской власти, борьба с бандитизмом, выполнение планов  продналога и продразвёрстки во многом предопределяли  направление жизни односельчан.  Создание  первых коллективных  хозяйств, коммун играло важную роль в деятельности партийных советских органов.
Что же представляли Васильчуки в этот период?
Население в сравнении с 1915 годом уменьшилось в два раза, молодые семьи  уехали из села и даже за пределы Алтайского края.  В 1920 году осталось   1800 жителей, из них 400 бедняцких  семей и 1600 безземельные /батраки/.   В селе было 12 улиц и один  переулок, как его в то время называли,  Щетинкин.
В настоящее время  там расположены столовая, АТС  и жилые дома.
Каждая улица имела своё название.
В  центре  села  была большая площадь, на которой  были расположены: сельский совет, церковь молённая, рядом  с ней  маленькая избушка деда  Мазура.  Он же был сторож и звонарь. Был он очень старый, более ста лет, и его все очень уважали. За молённой, примерно в ста  метрах, стояла школа четырёхлетка.  Остальная  часть  площади пустовала, т. к.  в основном использовалась для проведения базаров, которые были большими и многолюдными.
На базар приезжали жители близлежащих деревень, а также казахи частыми гостями были жители с.Каипа, Ключей, Истимиса и других сел – это были люди, которые могли что-то привезти на базар, для торговли кустари и ремесленники. В базарные дни можно увидеть все то, что водят люди в домашних условиях. Торговали глиняной посудой: миски, глечики для молока. Селедку продавали из больших бочек разных сортов, а в зимнее время привозили свежемороженую рыбу, плотву, окуня, чебаков.
Особый шум создавали продавцы скота, торговали лошадьми, которые продавались и менялись. Коровы, бычки, бараны на мясо, быки – производители на племя, которых покупали обществом для уличного стада.
В праздничные базарные дни устраивались скачки на лошадях. Это была азартная борьба, которой способствовала большая подготовка. Подкармливали и объезжали коней, подбирали наездников. В период скачек азартные любители заключали пари. Победителей встречали бурными аплодисментами и подбрасывали на руках. В соревнованиях участвовали не только васильчуковцы, но и многие гости.
Кроме перечисленных товаров на базаре можно было увидеть изделия кузнецов, столяров, портных, пимокатов и других умельцев.
С 1920 по 1925 год в селе своим искусством по металлу славились два кузнеца, которые жили на улице Степная. Первый Хорошилов  М.Ф., кузница его стояла на месте где сейчас стоит двухквартирный дом Апанасенко В.А. Кузница была небольшая, примерно 4х6 м. В углу стояло большое сорно с кожаным мехом, наковальня, сверлильный станок и небольшой  простейший токарный станок. В основном выполнялись работы по ремонту сельхозинвертаря единоличников – это плуги одно и двух лемешные, бороны, лобогрейки, сенокосилки. В кузнице всегда было многолюдно. Заказов поступало много, каждому хотелось вовремя отремонтировать свой инвентарь, а если кузнец не успевал, то ему помогали сами заказчики используя при этом инструмент кузнеца. В свободную минуту Михаил Федорович изготовлял домашние принадлежности необходимые в каждом доме – это топоры, долота, стамески, навесы, ручки, буравы, кухонные рогачи, кочерги, чаплеи, совки и много другой домашней утвари и строительных вещей. Весь этот товар кузнец вывозил в понедельник на базар, раскладывал свои поделки и люди охотно приобретали необходимые вещи, изделия, а также давали заказы к следующему базарному дню.
М.Ф.Хорошилов своими руками сконструировал молотилку с соломотрясом, которая пользовалась большим спросом у односельчан. Заявки на молотилку давались заблаговременно, чтобы вовремя осенью обмолотить хлеб.
Вторым кузнецом того времени были Архип Лященко. Его кузница стояла далее по улице, где была кузница Хорошилова М.Ф. Он также производил ремонт сельхозинвентаря, но главное, что он делал, были тачанки и кошовки. Зажиточные люди всего района делали ему заказы и надо сказать, что продукцию свою Лященко Архип делал на совесть, на этой же улице жил замечательный столяр, дед Василий Апанасенко. В небольшой мастерской у него был верстак, токарный станок по дереву. Он изготовлял главным образом детские коляски на деревянных колесах, детские столики, стулья. Все это разукрашивал в разные цвета и в базарный день вместе с сыном Иваном, весь этот красивый поезд колясок доставляли на продажу. Их просто разбирали на расхват.
На Павлодарской улице жил Марк Полонский – столяр и кузнец. Он изготовлял пряхи для хозяек. Пряхи были точеные, а скалки к ним были разных размеров. У женщин эта продукция пользовалась большим спросом. Но у М.Полонского был один недостаток, уж больно любил выпить, как дойдет до этого, то пропивал все, и шел домой раздетым. На другой день снова начинает трудиться, работает день и ночь и за месяц все восстановит. Люди говорили – золотые руки у человека.
В период 1920- 1930 годов одной из сложных проблем была одежда и обувь, как обуть и одеть свою семью? В то далекое время товаров не поступало, а если кто и привозил что- нибудь приходили смотреть чуть не всем селом.
Все необходимо было делать своими руками, но для этого нужно было сырье. В это время сырьем могли служить шерсть и волокно, поэтому каждый житель села в своем огороде сеял коноплю и лен, а также каждый старался держать побольше овец  для настрига шерсти.
Для того, чтобы получить волокно на пряжу необходимо было растить хорошее коноплё, высокого росту и сорта. Рвали его вручную, связывали, затем молотили цепями. Зерно уходило на изготовление масла, а конопляную массу складывали на брички и увозили на озеро под кордон в сторону Ключей. Вдоль бора озеро тянулось версты три и было сравнительно глубокое. В нем водилось множество дичи: утки, гуси, гагары, кулики и никто в них не стрелял, так как охотничих ружей не было. Это озеро было заповедным местом для дикой птицы. Вот в это озеро и возили васильчуковцы свою коноплю и замачивали её укладывая на глубину до двух аршин и закрепляя кольями, да ещё сверху накладывали груз, чтобы волной не разносило. Мочили  долго – месяц и более. Затем вынимали, высушивали, трепали  на специальных станках, мяли ногами или толкли в деревянных ступах. После этого расчесывали  на гребенках и пряли. В то время все женщины умели прясть и ткать полотно на специальных ткацких станках. Эту работу, как правило выполняли в вечернее время, когда все уже было управленно, и засиживались допоздна. В то время электричества не было или же не у всех были керосиновые лампы, поэтому освещение было от лучины. Волокно и шерсть, как правило пряли по сортам, тонкая средняя и толстая нити, каждая предназначалась по назначению. Вытканное полотно проходило целую серию подработок , мочилось, отбивалось. Валиками, белилось, и красилось, и только после этого шло в работу на изготовление белья и одежды.
Были в Васильчуках свои портные – это Протасов и Кекин. Шили а основном верхнюю одежду, пальто, шубы, шапки и фуражки, также другую одежду. Работу производили не только дома но и по дворам обшивая всю семью. Питались на хозяйских харчах.
В селе также славился своим ремеслом пимокат – Яшка К. Делал он все вручную, катал валенки и чесанки для жителей, работы постоянно было много, так как делал все не спеша, и добросовестно. А вот сапожников в то время не было. Женские туфли стали шить в 1928 году. Кожи для такой обуви выделывались в с.Истимис, там был пока единственный кожевенный завод на всю Ключевскую волость.
Большое значение для сельчан имели мельницы. Их в селе было две и принадлежали они братьям Коробовым Макару и Афанасию и другая мельница Бондаренко. Стояли они в районе фермы № 1 и Бондаренкина возле бора. Работали круглосуточно и всегда было завозное, как мололи не только васильчуковцы, но и много приезжих из соседних деревень. После того как в коммуне им.Карла Маркса была  построена вальцовая мельница /1925\ с двигателем на жидком топливе, паровые мельницы стали терять свой престиж, люди стали везти зерно в К.Маркс.
Была в селе и маслобойка Тараса Кузнецова. Жил он на Павлодарской улице по соседству с Коробовыми. Маслобойка была ручная / с ручным прессом/. Рушили приводом, который приводили в  действие пара лошадей. Завоз масленичных культур также был большим . Везли главным образом коноплю и лен, подсолнуха в то время было очень мало, сеяли дома, в огороде каждый для себя (полузгать)
Одним из главных событий для сельчан было время сенокоса на лягах, которые принадлежали обществу села и называли их: Баталова ляга, Лукашпаева, Бондаренкина, Зезюлина ляга. Иногда траву косили у озера под Желандами. В те годы травы росли большие и густые, особенно в низинах, где достигали чуть ли не роста человека. Сенокос делили на сходе граждан села по долям. Доля полагалась только на мужчин, женщины такого права не имели. Перед покосом мужщины предварительно сговаривались, на какой ляге будут косить сено, верхами на лошадях осматривали травы на лягах, прикидывали, сколько можно дать долей на данной ляге. В назначенный день все мужчины собирались на сход у сборни и начинался торг, который вел председатель сельского Совета. Каждой группе, входившей в долю на одной из ляг, выдавался документ и они становились хозяевами данной ляги.        
Выезжали на покос обычно в ночь, чтобы с утра по – раньше вести раздел на доли. В селе шла оживленная подготовка, отбивали косы, грабли, а владельцы травянок вели сговор, где какой участок получить для косьбы травянкой. После раздела начиналась настоящая работа, в два – три дня окашивали всю лягу и успевали скопнить. В хорошие годы на одну долю накашивали до 5 копен, а у кого их было 3 или 4  хватало сена на всю зиму лошадям. Коров и баранов кормили в основном соломой и пустошью.
Одним из источников доходов для жителей села, служила заготовка и продажа дров. Так как в нашем бору порубка леса была строго запрещена, ездили заготавливать в Казахстан, Кемпер, Бузулань и в Чалдай. После доставки леса домой, везли их разрабтывать, кололи и укладывали в сани. И только после этого, ранним утром выезжали  целыми обозами в город Славгород на базар.  В то время на базаре, одноконный воз стоил три с половиной рубля. Так что заработок  от дров был незначительный и его хватало только на текущие расходы. Но многие сельчане не имели этого заработка и шли в работники к зажиточным людям. В период 1927 – 1928 годов обстановка в селе была достаточно сложной, но шли разговоры о создании коллективных хозяйств.
Работала с документом Рабенко Марина, ученица 8 класса МОУ «Васильчуковская СОШ», 2008 год



Просмотров: 3879








Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): Виктор Козырь
Дата: 2011-04-29

Спасибо за создание странички. И за заметку на этой странице. Побольше исторического и современного. Новостей типа "Как живешь моё село.....", "Новости из первых рук" и т.д. Электронный адрес этой странички разошлите через сайт Одноклассники. Успехов Вам.

Комментарий добавил(а): Сережа
Дата: 2011-08-15

Очень интересно и полезно про промыслы. Спасибо большое

Комментарий добавил(а): Иван Болдин
Дата: 2022-09-04

Добрый день! Портной Протасов был моим прапрадедом. Спасибо за рассказ.

Добавить Ваш комментарий:



Введите сумму чисел с картинки:





Время

Версия для слабовидящих